Эксплуатационные материалы автомобиля » Ненефтяное топливо

В связи с постоянным истощением запасов нефти во всем мире интенсивно ведется работа по изысканию и использованию автомобильных топлив, получаемых из ненефтяного сырья. Проводятся научные исследования, строятся опытные заводы, переоборудуются автомобили для работы на новых видах топлива, осуществляется их проверка в обычных условиях эксплуатации. При этом ставится задача получить такое топливо, которое не ухудшало эксплуатационные показатели автомобилей, не требовало бы коренного изменения конструкции двигателя, топливной аппаратуры и условий хранения топлива на борту автомобиля. Особо важно, чтобы стоимость нового топлива была сопоставима со стоимостью традиционных видов топлива. Такая работа в широких масштабах проводится и в нашей стране.

Наибольшее внимание сейчас уделяется получению жидких топлив из различных видов твердого топлива, и прежде всего каменного угля, запасы которого пока все еще очень велики. Учитывая большие запасы природного газа в нашей стране, он также является реальным источником получения жидких топлив. Практически неограничены ресурсы водорода, который стремятся использовать в качестве топлива для автомобилей. В некоторых странах уже нашла довольно широкое применение переработка растительного сырья (биомассы) для получения жидкого топлива.

В настоящее время принята и реализуется программа получения жидкого топлива из каменного угля, запасы которого в СССР составляют более 50 % общих мировых запасов, значительная часть их сосредоточена в Канско-Ачинском бассейне.

Для отработки промышленной технологии переработки угля построены экспериментальные заводы при шахте “Бельковская” Тульской обл. (5 т угля в сутки) и на базе Березовского разреза № 1 для переработки углей Канско-Ачинского бассейна (75 т угля в сутки) .

Основной способ получения жидкого топлива из угля — деструктивная гидрогенезация, основанная на насыщении угля водородом в определенных термодинамических условиях. Процесс осуществляется в две стадии. Вначале уголь растирают до 0,1 мм и смешивают с жидкой композицией (сжиженный промежуточный продукт производства). Полученная смесь нагревается до температуры 400-500 °С при давлении 5-30 МПа в присутствии катализатора. В результате реакции гидрогенизации образуется композиция, состоящая из жидкости и газа. Затем в тепловом сепараторе смесь разделяется на составляющие. Жидкая фаза отводится для приготовления исходной смеси, а парообразная конденсируется в холодильнике и разделяется на конечные продукты переработки. В зависимости от условий проведения процесса конечными продуктами могут быть бензин, дизельное топливо, мазут.