Трансмиссионные масла используют для смазки зубчатых передач и других трущихся деталей задних мостов, коробок передач, раздаточных коробок, агрегатов гидромеханических передач, бортовых и колесных редукторов, рулевых механизмов и других агрегатов трансмиссии автомобилей. В подавляющем большинстве (кроме отдельных агрегатов трансмиссии автомобилей МАЗ, КрАЗ) детали агрегатов трансмиссии смазываются методом окунания и разбрызгивания масла.
Характерные особенности зубчатых передач (цилиндрических, спирально-конических, гипоидных и червячных) — это высокие удельные давления в местах контактов зубьев (600-1200 МПа, а в гипоидных — до 4000 МПа), большие скорости скольжения трущихся поверхностей (3-10 м/с, а в гипоидных и червячных редукторах -до 20 м/с), и высокие (порядка 300-800° С) температуры в точках контакта зубьев шестерен. Температура масла в агрегатах трансмиссии достигает 120- 150 °С. В этих условиях наиболее часто наблюдается режим граничной смазки.
Поэтому, как отмечалось ранее, трансмиссионные масла должны обладать высокими противоизносными и противозадирными свойствами.
С этой целью в трансмиссионных маслах содержится значительное количество природных поверхностно-активных смолистых веществ и к ним добавляются специальные противоизносные и противозадирные присадки.
Для обеспечения поступления методом разбрызгивания достаточного количества масла к трущимся деталям трансмиссионные масла должны иметь хорошие вязкостно-температурные качества и низкие температуры застывания.
Кроме того, трансмиссионные масла должны обладать хорошими противокоррозионными свойствами, а также образовывать минимальное количество пены.
Удовлетворение этих высоких требований достигается подбором соответствующей масляной основы и добавкой к ней комплекса присадок.
К тому же условия работы трансмиссионных масел отличаются и зависят от конструктивных особенностей агрегатов трансмиссии автомобилей, режима работы и от температуры окружающего воздуха. Поэтому для агрегатов трансмиссии выпускают масла нескольких марок, которые следует применять в соответствии с их назначением.
Так, для смазки главных передач задних мостов с гипоидным зацеплением шестерен допускается применение только гипоидных масел, содержащих специальные присадки, повышающие прочность масляной пленки.
В маркировке трансмиссионных масел буквы и цифры обозначают следующее: Т — масло трансмиссионное; А — автомобильное; Д — долгоработающее; С — масло получено из сернистых нефтей; П — масло содержит присадку; К — масло для автомобилей КамАЗ. Цифра показывает кинематическую вязкость масла при 100 °С в мм2/с.
Кроме масел, указанных в табл. 9.4 для гидромеханических коробок передач, используется масло МГТ и марки А, а для гидрообъемных передач и гидроусилителей рулевых приводов — масло марки Р (ТУ 38101179-71).