Эксплуатационные материалы автомобиля » Пластичные смазки

Производство пластичных смазок существенно отличается от производства жидких масел и в основном сводится к смешиванию (варке в определенных процентах входящих в них компонентов.
Основой любой смазки является жидкое минеральное масло (75- 90 %) . От качества жидкого масла зависят смазывающие свойства смазки. Это масло должно иметь хорошие вязкостно-температурные свойства и высокую химическую стабильность.

Вторым непременным составным элементом пластичной смазки является загуститель. Добавление к жидкому минеральному маслу загустителя превращает его в густую малоподвижную мазеобразную массу. От вида загустителя зависят важнейшие эксплуатационные свойства смазок, и прежде всего температурная стойкость и влагостойкость. Загустители делятся на углеводородные (немыльные) и мыльные. В качестве углеводородных загустителей используют парафин, цезерин, петролатум и др.

Подавляющее большинство пластичных автомобильных смазок изготовляют на мыльных загустителях. Мыло-загуститель получают омылением жира или нейтрализацией высших жирных кислот щелочью.

При производстве мыла-загустителя используют разные щелочи. В зависимости от этого получают разные мыла и соответственно им натриевые, кальциевые, кальциево-натриевые, литиевые, алюминиевые, цинковые, бариевые и другие пластичные смазки, обладающие отличающимися физико-химическими свойствами.

В большинстве случаев, кроме жидкого минерального масла и загустителя, в состав пластичной смазки входят присадки, продукты, участвовавшие в производстве смазки (глицерин — побочный продукт омыления, избыточная свободная щелочь), вода, наполнители.

В пластичные смазки вводят антиокислительные и противокоррозионные присадки, улучшающие водостойкость, стабильность, механические и другие свойства.

Для улучшения противоизносных и противозадирных свойств к смазкам добавляют соединения серы, хлора и фосфора. Такие наполнители, как графит, смола, дисульфид молибдена, улучшают качество смазок, используемых при высоких температурах и давлениях и для смазки грубо обработанных деталей.