Время от впрыска первой порции топлива до его воспламенения называется периодом задержки воспламенения.
На развернутых индикаторных диаграммах четырехтактного дизельного двигателя видно, что в обоих случаях (при мягкой (нормальной) и жесткой работах) начало впрыска происходит в одно и то же время (точка а), но самовоспламенение при мягкой работе происходит раньше, чем при жесткой, т. е. в первом случае период задержки воспламенения будет меньше, чем во втором.
При мягкой работе двигателя к началу самовоспламенения в цилиндре находится меньше топлива, чем при жесткой работе. Поэтому нарастание давления после воспламенения будет значительно более резким при большей задержке воспламенения, что и вызывает работу двигателя со стуками. Несмотря на более высокое максимальное давление, при жесткой работе двигателя мощность не увеличивается, так как индикаторное давление при этом снижается по сравнению с нормальной (мягкой) работой двигателя в первый период самовоспламенения (в конце такта сжатия) и на большей части такта расширения (рабочего хода).
Таким образом, продолжительность периода задержки воспламенения существенно влияет на работу двигателя. При одинаковых двигателях и одинаковых условиях их работы период задержки воспламенения.
Температура помутнения дизельного топлива — это та температура, при охлаждении до которой оно теряет свою прозрачность вследствие выделившихся микрокристаллов парафина, цезерина или льда.
Для надежной подачи в двигатель топливо в зимнее время должно иметь температуру помутнения на 3-5 °С ниже температуры, при которой оно используется.
Застывание топлива наступает при дальнейшем понижении температуры на 5-15 °С после его помутнения. При этом из жидкой фазы топлива выпадают твердые парафины и цезерины, образуя пространственную кристаллическую решетку, вследствие чего топливо теряет подвижность.
Застывание топлива практически означает невозможность его использования при данной температуре не только для питания двигателя, но и для перекачивания из одного резервуара в другой. Потеря подвижности дизельного топлива характеризуется температурой застывания. Она зависит от состава топлива и от содержания в нем парафиновых углеводородов с большой молекулярной массой.