Эксплуатационные материалы автомобиля » Требования к газовому топливу

Наряду с автомобилями, оборудованными двигателями, работающими на бензине и дизельном топливе, выпускаются и эксплуатируются газобаллонные автомобили. Топливом для них служат природные горючие газы, добываемые из газовых и нефтяных месторождений, а также промышленные газы, получаемые при переработке нефти, нефтяных газов и твердых горючих ископаемых. Себестоимость и затраты труда (в сопоставимых энергетических единицах) при производстве природного газа в несколько раз ниже по сравнению с жидким нефтяным топливом.

Для транспортирования природного газа используется самый экономичный вид транспорта — трубопроводный.

Использование газового топлива для газобаллонных автомобилей расширяет топливные ресурсы автомобильного транспорта, позволяет сократить затраты на топливо и высвободить часть транспорта от перевозки жидкого топлива. Газовое топливо особо выгодно применять вместо жидкого прежде всего в районах получения газов, а также в районах пролегания газопроводов.
При прочих одинаковых условиях для автомобилей, работающих на газовом топливе, себестоимость топлива снижается в 2,3 раза на каждый тонно-километр по сравнению с автомобилями, работающими на бензине.

Экономическая эффективность работы газобаллонных автомобилей подтверждена опытом работы многих автотранспортных предприятий. По имеющимся данным себестоимость перевозок при работе на газовом топливе в целом на 4-7 % ниже по сравнению с работой на бензине. Перевод одного грузового автомобиля на газовое топливо дает годовой экономический эффект 100-200 руб., несмотря на некоторое увеличение зарплаты водителя, стоимости ТО и TP, самого автомобиля. Эта эффективность будет большей при увеличении масштабов применения газобаллонных автомобилей и усовершенствовании конструкции газобаллонной аппаратуры. Помимо более низкой стоимости, газовое топливо обладает рядом других преимуществ перед жидким топливом.

Газовое топливо более полно сгорает в цилиндрах двигателя, а продукты его сгорания (отработавшие газы) намного меньше загрязняют окружающий воздух ядовитыми и дурнопахнущими веществами. Более полному сгоранию топлива способствует то, что пределы воспламенения у газового топлива шире, чем у бензина, и это позволяет на основных эксплуатационных режимах обеднить горючую смесь до а = = 1,2-1,3. Поэтому в отработавших газах снижается содержание окиси углерода (СО) в 3-4 раза, окислов азота (N0*) в 1,2-2 раза и углеводородов (СН) в 1,1-1,4 раза.