Эксплуатационные материалы автомобиля » Сжиженные газы

Сжиженные газы получают в основном в виде побочного продукта при деструктивной переработке нефти (примерно 30 % от выхода бензина) и нефтяного газа.

Сжиженные газы имеют относительно высокую критическую температуру и состоят в основном из пропано-бутановых фракций.

При нормальном атмосферном давлении и температуре выше 0 °С сжиженные газы находятся в газообразном состоянии, но при сравнительно небольшом повышении давления (до 0,8-1,6 МПа) и обычной температуре они переходят в легкоиспаряющуюся жидкость.

Объемная теплота сгорания, а следовательно, энергетические качества газовоздушной смеси лишь незначительно уступают бензо-воздушной смеси, поэтому при переводе двигателя с бензина на газ его мощность снижается не более чем на 3-4 %. Но этого снижения можно было избежать, если бы газовоздушная смесь не подогревалась во впускном трубопроводе (необходимом для бензо-воздушной смеси), использовалась более высокая детонационная стойкость газовоздушной смеси, чем бензо-воздушной, путем увеличения степени сжатия двигателя. Практически использовать более высокую детонационную стойкость газо-воздушной смеси на газобаллонных автомобилях с универсальным двигателем можно путем увеличения угла опережения зажигания.

Для газобаллонных автомобилей, работающих на сжиженном газе, ГОСТ 20448-80 предусматривает выпуск двух марок газов: СПБТЗ (смесь пропана и бутана техническая зимняя) и СПБТЛ (смесь пропана и бутана техническая летняя).

Минимальное давление насыщенных паров сжиженных газов при 45 °С должно быть не более 1,6 МПа.
Метан, этан и этилен имеют высокое давление насыщенных паров, поэтому для применения их потребовались бы прочная и тяжелая аппаратура и баллоны. Добавление же этих углеводородов в небольшом количестве (4-6 %) в газовую смесь повышает давление насыщенных паров смеси, что обеспечивает бесперебойную работу автомобиля.

Для того чтобы газовые баллоны и газовая аппаратура газобаллонного автомобиля имела небольшую массу, давление насыщенных паров газа должно быть минимальным. Но так как подача сжиженного газа из баллонов в карбюратор двигателя осуществляется под действием давления паров газа, находящихся в баллоне в виде паровой подушки над сжиженным газом, то давление насыщенных паров должно быть достаточным для надежной подачи топлива (не менее 0,1 МПа).