Эксплуатационные материалы автомобиля » Виды газового топлива

Пропан, пропилен являются основным компонентом СПБТЗ, обеспечивающим оптимальное давление насыщенных паров в газовом пространстве.

Бутан, бутилен, изобутан, изобутилен представляют собой наиболее калорийную и легкосжимаемую составляющую, являющуюся основным компонентом СПБТЛ.

Для создания давления баллоны заполняют сжиженным газом не более чем на 90 %, а остальные 10 % занимает паровая подушка. Парообразное топливо используется также для пуска холодного двигателя путем подключения питания из верхней части баллона. После прогрева двигателя питание переключается на жидкую фазу, так как интенсивность испарения газа в баллоне оказывается недостаточной (вследствие понижения температуры при испарении), чтобы восполнить отбираемый газ, и поэтому давление в баллоне могло бы понизиться до уровня, не обеспечивающего подачу газа в карбюратор-смеситель.

Паровая подушка необходима также для того, чтобы не допустить резкого увеличения давления при повышении температуры. Это могло бы произойти при полном заполнении баллона, так как сжиженные газы обладают большим коэффициентом объемного расширения, и при повышении температуры газа на 1 °С давление увеличивается примерно на 0,7 МПа.

При работе на сжиженных газах необходимо соблюдать меры предосторожности во избежание пожара, так как пары сжиженных газов могут сгорать в различных соотношениях в смеси с воздухом. При недостаточной герметичности они могут легко скапливаться под капотом двигателя, снизу автомобиля, а также в закрытых помещениях. При появлении в этих местах открытого огня или искры может произойти взрыв.

Сжиженные газы не имеют запаха, и для того, чтобы их обнаруживать в воздухе при утечках из газовых систем, в них вводят безвредные одоранты — пахнущие вещества, например этилмеркаптан, запах которого ощущается при содержании 0,19 г на 1000 м3 воздуха.
Заправка автомобилей сжиженным газом осуществляется на автомобильных наполнительных компрессорных станциях (АГНКС) и передвижными автомобильными газонаполнительными станциями (АГНС).

Высокие технико-экономические качества сжиженного газа делают его наиболее удобной разновидностью баллонных газов для автомобилей. Однако сжиженные газы являются очень ценным сырьем для химической промышленности, поэтому их применение на автомобильном транспорте ограничено.