Эксплуатационные материалы автомобиля » Метилтретичнобутиловый эфир

Метилтретичнобутиловый эфир (МТБЭ) — СН3ОС4Н9 получают путем синтеза 65% изобутилена и 35% метанола в присутствии катализатора. Его теплотворная способность несколько ниже, чем у бензина, но зато более высокая детонационная стойкость. Так, добавка 10 % эфира повышает ОЧ/И смеси на 2,1-5,9 ед., а 20 % — на 4,6 — 12,6 ед.

С добавкой 10 % МТБЭ снижается расход топлива на 3 %, токсичность на 10 % (за счет уменьшения содержания окиси углерода), несколько повышается мощность, появляется возможность снизить содержание тетраэтилсвинца в бензине почти в 2,5 раза.

Водород уже давно привлекает к себе внимание в качестве топлива для автомобилей. И хотя в настоящее время созданы автомобили, работающие на чистом водороде, нельзя утверждать, что проблема решена. Более того, по самым оптимистическим прогнозам реальное ее решение относят к концу нынешнего века. Вся сложность вопроса заключается в обеспечении необходимого энергозапаса топлива на борту автомобиля и полной пожаро- и взрывобезопасности.

В единице массы водорода содержится почти в три раза больше тепловой энергии, чем в бензине, но даже в жидком состоянии он занимает объем в 3,5 раза больший, чем эквивалентное по энергии количество бензина.

Температура жидкого водорода минус 253 °С, и для его хранения необходимы криогенные резервуары. Однако следует отметить, что для хранения водорода может применяться метод его аккумулирования в составе металлогидридов. Смесь газообразного водорода с кислородом воздуха в широком диапазоне концентраций образует гремучий газ.

При использовании жидкого водорода должны быть обеспечены полная герметизация топливоподающей системы и сброс избыточного давления в баке с его последующей нейтрализацией на каталитических дожигателях. Система заправки жидкого водорода должна обеспечивать полное отсутствие его утечек как в жидком, так и газообразном виде.

При работе на чистом водороде на стандартном двигателе без переделки его мощность снижается на 15-20 %.

В настоящее время реальным является использование водорода в качестве добавки к бензину в количестве до 20 %. В этом случае ввиду небольшого расхода водорода вполне приемлемо использовать его в сжатом виде. Водород используется как основное топливо с добавкой бензина на частичных нагрузках, а на полной нагрузке, наоборот, основным топливом становится бензин, а водород — в качестве добавки. Это особенно выгодно в городских условиях.