Наличие этих соединений в автомобильных топливах и маслах ухудшает качество последних, поэтому их содержание в нефти также нежелательно.
Кислород с углеводородами нефти образует смолисто-асфальтеновые вещества (до 90 % всего кислорода) и органические (нафтеновые) кислоты1. Его содержание в нефти составляет 0,1-1,3 %.
Органические кислоты вызывают коррозию деталей прежде всего из цветных металлов (исключая алюминий). Смолисто-асфальтеновые вещества (нейтральные и кислые смолы, асфальтены, карбены и карбоиды) способствуют образованию отложений на поверхности деталей, стенках каналов и трубопроводов, понижают смазывающую способность, повышают нагарообразование, а также ухудшают другие эксплуатационные качества нефтепродуктов. Они придают нефти и нефтепродуктам темный цвет.
Сера представляет собой главную примесь нефти, ухудшающую качество нефтепродуктов и прежде всего бензинов и дизельных топлив. Она вызывает коррозию деталей и понижает некоторые другие показатели качества топлив.
Сера, присутствующая в нефти и нефтепродуктах, по коррозионному воздействию на металл подразделяется на активную (непосредственно вызывающую коррозию) и неактивную (непосредственно не вызывающую коррозию). Присутствие активной серы (свободная сера, сероводород и меркаптаны) в нефтепродуктах особо строго ограничивается. Суммарное содержание серы в нефти колеблется в пределах 0,1- 5,50 %.
Подавляющее количество серы входит в состав смолистых веществ. Поэтому 70-90 % всех сернистых соединений приходится на долю мазута и гудрона.
Наличие некоторых сернистых соединений в нефти и нефтепродуктах придает им специфически неприятный (сероводородный) запах.
Азот содержится в малых количествах (как правило, не более 0,3 %) преимущественно в тяжелых фракциях нефти. На качество нефтепродуктов азот существенного влияния не оказывает, не считая повышенного смолообразования под действием некоторых азотистых соединений при хранении дизельного топлива.