В зависимости от назначения присадки к автомобильным маслам подразделяют на вязкостные, депрессорные, антиокислительные, противокоррозионные, противоизносные, моющие, противопенные, противозадирные и противоржавейные.
Вязкостные (загущающие) присадки обеспечивают более пологую вязкостно-температурную характеристику,’ повышают индекс вязкости масла; они, будучи загущающими, не повышая температуры застывания масла, увеличивают его вязкость при рабочей температуре в двигателе.
Депрессорные присадки добавляют к маслам для понижения температуры застывания (на 20-40 °С) путем уменьшения возможности образования пространственной кристаллической решетки парафина и цезерина в масле.
Антиокислительные присадки применяют для замедления окисления (т. е. увеличения срока службы масла), уменьшения коррозии деталей, уменьшения образования отложений, в том числе лаковых.
Противокоррозионные присадки добавляются к маслам для уменьшения коррозии (главным образом вкладышей подшипников) кислыми продуктами окисления и сернистыми соединениями.
Противоржавейные присадки уменьшают коррозию деталей при хранении автомобилей.
Противоизностные присадки повышают смазывающие свойства (прочность пленки) масел и, следовательно, уменьшают износы трущихся деталей и потери на трение. Эти присадки используют преимущественно в трансмиссионных маслах для высоконагруженных зубчатых передач.
Противозадирные (противопиттинговые) присадки способствуют образованию пленки, которая выдерживает большие нагрузки при значительных температурах, и предотвращают заедание и сваривание трущихся поверхностей. Пленка образуется в результате взаимодействия присутствующих в присадках хлора, фосфора и серы с поверхностным слоем металла.
Моющие (диспергирующие) присадки предотвращают загрязнение деталей отложениями, лакообразование на горячих деталях двигателей и пригорание поршневых колец. Моющие присадки препятствуют слипанию образующихся в масле продуктов окисления и других мелких частиц до размеров, при которых они выпадают из масла, а также разрушают слипшиеся частицы. Механизм их действия носит химический (замедление окисления) и физический характер (превращение продуктов окисления в тонкодиснерсное состояние). Поэтому появляющиеся в масле нерастворимые частицы находятся во взвешенном состоянии и не откладываются на поверхностях деталей. Они также предотвращают прилипание продуктов окисления к поверхностям деталей.
Противопенные присадки уменьшают вспенивание масла при циркуляции его в системе смазки и предотвращают образование воздушных пузырей в масляной пленке. Противопенные присадки добавляются в самых незначительных количествах — 0,02-0,005 %.