В настоящее время отечественные легковые автомобили, а также большинство грузовых автомобилей и автобусов имеют карбюраторные двигатели, и топливом для них служит автомобильный бензин.
Автомобильный бензин расходуется в больших количествах. Например, суточный расход бензина на автотранспортном предприятии, имеющем 300 грузовых автомобилей с карбюраторными двигателями, составляет около 15 тыс. л, тогда как других материалов за это время расходуется во много раз меньше. Затраты на бензин значительны и являются одной из основных статей в себестоимости перевозок. Они составляют до 30 % всех затрат.
Как правило, из всех статей расхода, определяющих себестоимость 1 т-км, лишь затраты по оплате труда водителей (основная и дополнительная заработная плата с начислениями) выше затрат на бензин.
По остальным статьям, и в том числе таким, как расходы на текущий ремонт и техническое обслуживание, амортизацию подвижного состава, затраты ниже, чем на бензин.
Затраты на бензин во многом зависят от организации его использования на автотранспортном предприятии. Рациональное использование бензина может быть обеспечено лишь в том случае, если применяемый бензин отвечает данным условиям, т. е. соответствует конструктивным особенностям данного двигателя и климатическим условиям его эксплуатации. При соблюдении такого соответствия будут созданы условия для обеспечения не только минимальных затрат на бензин, но и наименьших расходов на техническое обслуживание и ремонт автомобилей; высокой производительности автомобилей.
Основные технико-экономические требования к бензинам следующие:
бензин должен обеспечивать безотказную работу автомобильного двигателя на всех режимах и во всех практически встречающихся условиях эксплуатации;
двигатель должен развивать предусмотренную для него мощность, расходуя минимальное количество бензина;
бензин должен обеспечивать минимальные износы деталей двигателя, а также минимальные трудовые и материальные затраты на ремонт и техническое обслуживание двигателя;
качество бензина не должно заметно ухудшаться при транспортировании, хранении и использовании;
обращение с бензином не должно вызывать повышенной опасности для здоровья лиц, занимающихся эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей.