Эксплуатационные материалы автомобиля » Карбюрационные свойства бензина

Фракционный состав, давление насыщенных паров, а также содержание механических примесей и воды в бензине определяют способность данного бензина образовывать однородную бензо-воздушную смесь нужного состава при различных условиях работы двигателя, в том числе при низких и высоких температурах, минимальной и максимальной частоте вращения коленчатого вала, при прикрытом и полностью открытом дросселе, т. е. определяют карбюрационные качества бензина, от которых зависит безотказность работы двигателя.

От них зависят также быстрота и полнота сгорания бензо-воздушной смеси в цилиндрах двигателя, т. е мощность, развиваемая двигателем, и количество расходуемого при этом бензина. Фракционный состав устанавливает зависимость между количеством топлива (в процентах по объему) и температурой, при которой оно перегоняется. Фракционный состав позволяет судить о полноте испарения бензина в процессе карбюрации. От испаряемости бензина зависит качество бензо-воздушной смеси, ее однородность и состав. Время, за которое должен испариться бензин, незначительно и для современных двигателей, имеющих большую частоту вращения коленчатого вала, составляет примерно 0,02 с.

Поэтому, чтобы за столь короткое время весь бензин, поступающий в цилиндры двигателя, мог превратиться из жидкости в пар, он должен обладать высокой испаряемостью и способностью распыляться на возможно мелкие частички, от чего зависит скорость испарения. Так, например, при температуре 20 °С частички бензина d = 1 мм испаряются за 3,0 с, а при d = 0,01 мм за 0,2 С, т. е. в 15 раз быстрее.

Для характеристики фракционного состава в стандарте указывается температура, при которой перегоняется 10, 50 и 90 % бензина, а также температура конца и начала его перегонки. Кроме того, ограничивается количество бензина, которое не перегоняется (остаток в колбе), и количество бензина, которое улетучивается в процессе перегонки.

По температуре перегонки 10 % бензина (*10) судят о наличии в нем головных (пусковых) фракций, от которых зависит легкость пуска холодного двигателя. Чем ниже эта температура, тем легче и быстрее можно пустить холодный двигатель, так как большее количество бензина будет попадать в цилиндры в паровой фазе. Особенно важно, чтобы температура перегонки 10 % была невысокой у бензинов, используемых при низких температурах воздуха. Например, бензин А-76 зимнего вида имеет температуру перегонки 10 % бензина не выше 55 °С, тогда как у бензина А-76 летнего вида она не должна превышать 70 °С.